На первой странице поисковой системы всего десять позиций, а дальше первой страницы обычно не ищут. Тысячи предпринимателей, владельцев бизнесов, мастеров и специалистов хотят, чтобы их сайт стоял в первых строчках поисковых систем и приносил заказы. Сотни SEO компаний предлагают продвижение и кажется, что всё возможно, что есть какой-то секрет, который позволит любому попасть в ТОП-10, но это не так.

Чтобы перевести проблему продвижения сайтов на простой язык, давайте проведем мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент

Если у вас есть автомобиль, то иногда приходится обращаться в автосервис. Представим, что мы живем в небольшом городе, в котором есть сотня автосервисов.

Прежде, чем обращаться к кому-то, у нас есть возможность проехать по всем и посмотреть, что они из себя представляют. Даже если делать это без какой-то системы, наверняка, вы интуитивно отметите для себя некоторые компании, которые посчитаете лучше других. Мы же будем делать по системе. Представим, что мы отправили своего помощника (а кто-то может отправляться лично) и дали ему таблицу для сравнения автосервисов. В таблице отмечается:

  • местоположение
  • возможность записаться на конкретное время без очереди
  • среднее время выполнения работ
  • предоставляют ли автомобиль на время ремонта
  • теплая уютная комната ожидания
  • бесплатный wi-fi
  • кофе, печеньки
  • фирменный стиль, брендирование
  • фирма или частный мастер
  • стандарт обслуживания и контроль качества
  • одна точка или сеть
  • уровень цен
  • оборудование и внешний вид ремонтной зоны (чисто/грязно, инструменты на полочках или валяются)
  • есть ли запчасти или надо везти свои

Можно еще много придумать, но и этого будет достаточно. Когда мы проверим все компании, у нас будет сравнительная таблица.

Теперь нам нужно отсортировать компании по принципам, которые нам важны (отранжировать в терминах поисковой системы). Не так важно, по какому алгоритму будем сортировать, т.к. пока-что делаем для себя и самое главное, чтобы понравилось нам. Кому-то нужен частный специалист, кому-то обязательно качество, комфорт и удобство. В итоге вы получите отсортированный список и, наверное, можно смело обращаться в первые компании из списка.

Теперь задайте себе вопрос: компании с конца списка имели шансы попасть в ваш ТОП-10? Могли они что-нибудь сделать, чтобы попасть на верхние позиции? Или это принципиально невозможно? А если они наймут консультанта или фирму по продвижению в вашем списке, то их шансы изменятся? Что им нужно поменять, чтобы стать лучше?

Если взять компанию на 49-месте, внедрить что-нибудь (или всё сразу) из списка выше, то это может поднять ее позиции. А если сделать всё под ваши потребности (мечтать не вредно), то шансы попасть наверх вашего списка лучших автосервисов многократно увеличатся.

Создаем свою поисковую систему.

Теперь представим, что ваши знакомые стали просить этот список, чтобы быстро понять к кому лучше обратиться. Неожиданно несколько человек сказали, что на 5-м и 6-м месте у вас стоят недобросовестные компании, потому-что они навязывают ненужные услуги. Да, всё качественно, но они навязывают лишнее. Вы решили пересмотреть список. Вы вообще стали экспертом по автосервисам в своем городе, разработали целую систему (алгоритм ранжирования) и теперь автомастерские стараются получить высокую оценку у вас, чтобы привлечь клиентов.

А дальше вы переехали в крупный город или стали работать на всю страну. Теперь у вас список из тысяч автосервисов, в каждом городе свой список. Вы зарабатываете хорошие деньги на том, что рекомендуете качественные компании, где каждый автомобилист счастлив обслуживаться. Как зарабатываете? Например, прикладываете к своему списку рекламу авто-товаров, рекламу новых машин и т.п.

Работа ответственная, ведь если люди пойдут в компании, которые вы поставили на первое место, а там их обманут, то вы потеряете доверие и вашей системой перестанут пользоваться, а вы потеряете доход.

Как вы понимаете, всё это напоминает работу поисковой системы. Чтобы всё было как у поисковых систем, представим что появились специалисты, которые обещают попадание в ТОП ваших списков в любом городе. Сначала это очень просто сделать, такие люди просто присылают вам неверные данные, делают фотографии, что у них все хорошо, покупают отзывы, публикуют статьи в известных журналах, где приукрашивают автосервис клиента.

При этом продвигаемый автосервис остается прежним, ничего не меняется, люди обращаются и разочаровываются. Вы это видите и понимаете, что вашу систему нужно улучшить так, чтобы ее было почти невозможно обмануть. Тем более у вас появились конкуренты, которые говорят, что они лучше проверяют автосервисы, люди стали терять доверие к вашему списку лучших компаний.

Вы меняете алгоритм так, что вас практически невозможно обмануть. Теперь у вас есть надежные методы для проверки работы автосервисов: тайные клиенты, роботы-шпионы и еще несколько секретных технологий. Если компания не соответствует определенным критериям, у нее уже нет шансов попасть наверх вашего списка.

Настали времена, когда компания должна соответствовать определенному уровню. Кто задает это уровень? Конечно же, топовые конкуренты.

Кроме того, вы стали специализироваться по нишам. Например, шиномонтаж не может попасть в список кузовного ремонта и наоборот. Также, шиномонтажу сложно конкурировать с сетевыми компаниям, где есть и шиномонтаж и всё остальное. Мини-мастерская не может конкурировать с авторизованным автосервисом. Как со всем этим разобраться? Попробуйте представить себе разные ситуации. В каком случае какие компании рекомендовать человеку.

Однако, очевидно, что компания, которая работает в гараже, не дает гарантии, работает без записи, без обозначения сроков — такая компания не имеет шансов на ТОП-10 ни в каком вашем списке. Кроме случаев, когда в городе всего несколько автосервисов и надо показать хоть кого-то.

Еще у вас появилась новая проблема. В больших городах десятки автосервисов оказывают услуги на высочайшем уровне. Кого же ставить в ТОП-10? Использовать отзывы? Скорость обслуживания? Или лично объезжать и проверять?

Тогда вы стали сотрудничать с лучшими компаниями, чтобы они передавали вам напрямую данные о качестве обслуживания, чтобы вы могли выборочно обзвонить клиентов, посмотреть видеозапись ремонта, послушать общение менеджеров. Вам доступны любые детали, которые вы захотите использовать в своей системе ранжирования. А если автосервис скрывает свои данные, то он автоматически не заслуживает доверия. (Все сайты ставят скрипты веб-аналитики от поисковых систем и подключают кабинеты вебмастеров).

В конечном итоге у вас получилась рабочая система, которую почти невозможно обмануть, а добросовестные автосервисы сами хотят сотрудничать с вами и предоставлять максимум данных о качестве своей работы. Вы стали безусловным лидером по поиску лучших автосервисов. А зарабатываете вы на том, что вставляете перед первыми строчками еще больше рекламы, но это уже другая история.

Как вы догадываетесь, это всё аналогия того, как работают поисковые системы и примеры задач, с которыми они сталкиваются. Для продвижения сайта в своем городе или на всю страну, нужно соответствовать определенным требованиям. А для первого места нужно быть действительно лучше конкурентов.

Как работает продвижение сайта?

Работа SEO-оптимизаторов заключается не в обмане поисковых систем, а в вычислении факторов ранжирования важных для конкретного списка (сферы, ниши). Например, стало известно, что предпочтение клиентов отдается компаниям, у которых есть бесплатный кофе и WI-FI. Тогда сеошник настоятельно порекомендует вам улучшить свой сервис. Понятно, что это сильно упрощено, а поисковые системы скрывают факторы ранжирования.

Из-за использования машинного обучения в алгоритмах поисковых систем может оказаться, что очень важно, чтобы при шиномонтаже старые колеса упаковывались бесплатно и именно в пакеты зеленого цвета. Это случайное совпадение, просто лучшие компании по неведомым причинам выбирают пакеты зеленого цвета. Пакеты сами по себе не причем, настоящая причина в другом. Но плохие сеошники могут убеждать вас, что влияют именно пакеты. Так и сидят некоторые с зелеными пакетами и ждут клиентов…

Другое очень важное направление работ — это изучение поискового спроса и сопоставление с услугами и продукцией компании. Например, клиенты автосервиса стали интересоваться покрытием антидождь и даже не поедут туда, где его нет. Сеошник видит, что есть спрос, понимает, что такая услуга компанией оказывается, значит нужно предоставить поисковыми системам информацию о том, что услуга есть. Если этого не делать, то потеряете большую часть клиентов.

Я писал раньше в примере про продвижение промышленных сайтов, когда завод лакокрасочных покрытий использует один метод разбиения по категориям, а клиенты ищут в поиске совсем по другому. Важно изучить как ищут клиенты и выстроить структуру сайта под поисковый спрос.

Так почему же не продвигается сайт?

Надеюсь, теперь вы сможете ответить на этот вопрос самостоятельно.

В общем случае, ваш сайт (и компания) либо намного хуже того, что уже есть в ТОП-10, либо вы продвигаетесь по неправильным запросам.