Коммерческие факторы ранжирования сайтов

Всё таки нужна страница по теме коммерческих факторов ранжирования, слишком часто приходится про них писать и говорить. Раскроем тему и приведу список чек-лист на который можно ориентироваться.

Формула коммерческого ранжирования в Яндекс

Для начала рассмотрим формулу ранжирования коммерческих сайтов представленную Яндексом в 2011 году. Это, чтобы не было сомнений, что это группа реальных факторов, которая учитывается и влияет на место в поисковой выдаче.

Формула коммерческого ранжирования.

Важное замечание по формуле. Как видно, релевантность рассчитывается по запросу, для конкретного документа на сайте. При этом ассортимент учитывается на конкретной странице, а остальные факторы относятся к сайту в целом.

Также, из докладов Яндекс известно градация (моя интерпретация):

  • Ассортимент принимает значения: маленький, стандартный и большой. Точное число товаров не сравнивается.
  • Надежность и качество обслуживания:
    • спам — не позволяет получить услугу (подделка, обман)
    • нормальный — просто сайт как у всех
    • хорошие — предлагают привычный пользователям сервис (повторяйте за лидерами)
    • совершенный — лидеры рынка
  • Юзабилити и дизайн
    • плохое — не удобный, тормознутый сайт
    • хорошее — как у всех
    • совершенное — как у лидеров

Формула коммерческого ранжирования условная и, наверняка, много раз изменялась. Это то, что нам показал Яндекс. Сама формула не так важна, тем более прошло много лет, главное что эти вещи влияют на ранжирование. Рассмотрим все группы.

Сразу оговорюсь, что не нужно бросаться делать сразу и всё. Смотрим на ТОП-10 и ориентируемся на установленные стандарты. Если у всех есть калькулятор, значит в первую очередь надо сделать его и так далее.

Коммерческие факторы в Google

То что в сети не гуляет подобная формула для Google, не говорит о том, что нет коммерческих факторов ранжирования в Google. У Google есть руководство для ассессоров по оценке качества поиска и там идет речь об: Экспертности, Авторитетности и Надежности, так называемые E-A-T факторы. Об этом стоит написать отдельную статью, но пока достаточно знать, что Google это тоже оценивает.

Коммерческие факторы — только часть формулы.

Важно понимать, что коммерческие факторы подключаются после расчета релевантности. Никто не отменял то, что у документа должна быть хорошая SEO оптимизация.

Итоговая позиция зависит от оптимизации страницы + коммерческие факторы.

Если документ не проходит по релевантности, не отвечает на запрос пользователя, то коммерческие факторы не имеют значения. Страница должна быть оптимизирована под запрос, а уж потом начинают играть роль коммерческие факторы ранжирования.

Чек-лист коммерческих факторов ранжирования

Разбиение довольно условное, некоторые пункты можно отнести одновременно к разным категориям. Любой элементы страницы может стать фактором ранжирования. Сначала компании что-то придумывают, потому пользователям это становится удобно, потом это становится стандартом для тематики.

Ассортимент

Поисковая система анализирует ассортимент товаров и их наличие. Очевидно, что выше будет стоять сайт, на котором есть выбор. Поэтому так сложно продвигать монобрендовые магазины, они по умолчанию проигрывают мультибрендовым, и их реально мало в ТОП-10.

В группу ассортимента относится всё что касается выбора и характеристик товаров:

  • Количество товаров в категории
  • Наличие цен
  • Подробные характеристики товаров
  • Фотографии
  • Отображение количества
  • Рейтинг
  • Обзоры
  • Описание
  • Отзывы
  • акции и скидки
  • опции и комплектация

Важно учитывать, что ассортимент учитывается для запроса, а не всего сайта. То есть, если у вас много обуви, но в категории «летние сапоги» у вас несколько товаров, а у конкурентов много, то именно по этому запросу будет тяжело продвигаться. Не важно, что у вас 100500 вариантов другой обуви.

Надежность (доверие)

Поисковая система пытается проанализировать надежность компании, понять какой бизнес скрывается за сайтом. Насколько безопасно пользователю обращаться в эту компанию.

Сюда относится узнаваемый бренд, подробная информация о компании, отзывы в интернете.

Подробная контактная информация на сайте:

  • HTTPS
  • Контакты легко найти
  • В шапке указаны телефоны
  • Есть мессенджеры
  • Часы работы
  • Онлайн-консультант
  • Пользовательского соглашение
  • Условия возврата/пример договора
  • Страница о компании
  • Сертификаты, лицензии
  • Информация о сотрудниках (особенно если врачи)
  • Портфолио
  • Отзывы
  • Ссылки на группы в соц.сетях
  • Вакансии
  • Миссия и ценности
  • Возраст домена
  • Номер 8-800
  • Видео

На странице контактов:

  • Наличие и количество телефонов
  • Email на том же домене
  • Адреса и пункты выдачи (их количество)
  • Реквизиты
  • Контакты конкретных отделов и сотрудников
  • Карта проезда
  • Региональные представители
  • Форма обратной связи
  • Режим работы
  • Фотографии магазина

Информация из интернета:

  • Отзывы на других сайтах
  • Информация из карточек Яндекс и Google карт
  • Брендовый трафик
  • Typein-трафик (когда адрес сайта вбивают вручную, заходят напрямую)
  • Упоминания бренда, адреса сайта, телефонов в интернете
  • Ссылки на сайт с сайтов заслуживающих доверия

Юзабилити (удобство)

Поисковая система оценивает удобство сайта, удобство выбора. Выше будут стоять сайты, где можно быстро и с комфортом выбрать нужный товар/услуги, легко оформить и быстро получить.

  • Удобная мобильная версия
  • Быстрая загрузка
  • Возможность сравнить
  • Сортировка и фильтрация
  • Отложить/добавить в избранное
  • Уведомление о поступлении
  • Калькулятор
  • Быстрый заказ (купить в 1 клик)
  • Важная информация заметка
  • Текст аккуратно оформлен
  • Похожие товары
  • Популярные товары
  • Блок «вы смотрели»
  • Удобная структура каталога
  • Сразу видно информацию о доставке (цена и дата)
  • Определяется местоположение
  • Простые формы заказа

Качество услуг

Подробная информация об услугах и товарах

  • Указаны точные цены
  • Известны сроки исполнения или доставки
  • Отзывы на сайте и в интернете
  • Лицензии
  • Сертификаты
  • Дипломы и награды
  • Гарантия
  • Условия возврата
  • Прозрачные условия (оферта или пример договора)

Сервис

Поисковая система оценивает удобство получения товара или услуги:

  • Варианты доставки (самовывоз, пункты выдачи)
  • Способы оплаты
  • Быстрая и недорогая доставка
  • Гарантия и постобслуживание
  • Служба поддержки
  • Разные варианты связи (телефон, чат, почта, онлайн-консультант, обратный звонок)

Определяем коммерческие факторы

Перечисленные примеры факторов — в основном догадки: что-то говорилось представителями поисковых систем, что-то понятно логически.

Сайты, бизнес и маркетинг развиваются, появляются новые фишки и удобства для пользователей. Например, вместо онлайн-консультантов многие стали ставить кнопки мессенджеров. Таким образом, может оказаться, что важней наличие ссылок на мессенджеры, чем виджет консультанта. Всё меняется и нужно следить за поисковой выдачей.

Как обнаружить возможные факторы, которые влияют на позиции и трафик?

  1. Выделить основные типы страниц на сайте (статья, товар, категория)
  2. Взять по ним выборочно поисковые запросы и проверить ТОП-30 поисковых систем
  3. Выбрать тип сайтов, которые схожи по типу и размера бизнеса с вашим (нет смысла сравнивать маркетплейс и интернет-магазин, СМИ и личные блоги)
  4. Выбрать 5-10 сайтов и внимательно изучить элементы, которые встречаются на страницах
  5. Сделать сравнительную таблицу:
    1. В строках — все найденные элементы
    2. В столбцах отмечаем у каких сайтов встречается
  6. И сравнить со своим сайтом.
Пример анализа на коммерческие факторы

В примере я выделил желтым элементы, которые есть почти у всех, но нет на своем сайте. В таком случае, есть большая вероятность, что эти элементы важны и могут быть факторами ранжирования.

Иногда такой анализ помогает сэкономить. Например, вы можете не делать на странице калькулятор услуг, так как он вряд-ли является фактором ранжирования в этом конкретном случае.

В ходе анализа обращайте внимание на элементы, которые могут быть полезны посетителям вашего сайта. Возвращаясь к калькулятору, если есть возможность сделать, то скорей всего он будет полезен и положительно повлияет уже на поведенческие факторы.

Такой анализ можно провести не только для сайтов коммерческих компаний, но и для информационных сайтов. Там будут свои важные элементы.

Илья Пронин

Илья Пронин

специалист по SEO продвижению

Другие статьи:

Обсуждение и вопросы:

0 Комментариев