Кластеризация или группировка запросов семантического ядра крайне важный процесс для продвижения сайта.
Важность кластеризации
Частая ошибка новичков и людей самостоятельно продвигающих сайты, это просто собрать запросы списком, примерно представлять как это всё соотносится с сайтом и просто отслеживать позиции.
Если вы проверяете позиции по большому числу запросов, то наверняка замечали, что по некоторым запросам может часто меняться релевантная страница и сильно меняется позиция. Это, как раз, признак плохой структуры сайта и группировки запросов.
Задача SEO сделать так, чтобы каждой потребности пользователя соответствовала только одна подходящая страница на сайте.
Важно делать кластеризацию запросов именно по ТОП-10 Яндекс и/или Google, чтобы группировка совпадала с тем, как считает алгоритм поисковой системы. Если вы ведете похожие, как вам кажется, запросы на одну страницу, а по поисковой выдаче получается, что это должны быть разные страницы, то продвинется только часть запросов.
В статье я рассмотрю кластеризацию по ТОПам поисковых систем, так как для SEO важен именно этот метод. Группировка с помощью логики или по составу фраз поможет разбить логически, но бесполезно для продвижения. Грусть, да.
Кластеризация по ТОП
Для кластеризации по ТОПу программа или сервис проверяет поисковую выдачу по списку запросов и проверяет, есть ли там одинаковые адреса страниц. Если поисковая выдача полностью или частично совпадает по нескольким запросам, значит эти запросы отражают одну потребность и их можно продвигать на одной странице.
Раньше всё приходилось делать это в ручную, но теперь задача решается с помощью сервисов. Причем можно кластеризовать тысячи запросов за короткое время, потом останется только немного подкорректировать.
Давайте посмотрим наглядно, как это делается. Далее на скриншоте видно, что по трем запросам, как минимум 4 сайта совпадают, значит эти запросы совместимы на одной странице.
Сотни и тысячи запросов таким образом проверять не удобно. Сервисы кластеризации обычно выдают готовые группы запросов в зависимости от настроек. Например, вот так:
При кластеризации по поисковой выдаче много нюансов. Может оказаться, что у двух запросов совпадает выдача целиком, у третьего только две страницы, но зато этот третий целиком связан с еще двумя запросами, которые не пересекаются с первыми. Как тогда быть?
Рассмотрим теорию и методы кластеризации. А в конце статьи я дам ссылки на популярные сервисы и программы для кластеризации.
Сила или степень группировки
Сила кластеризации — это как раз количество общих URL, которые должны быть в поисковой выдаче. При этом обычно задают еще глубину ТОП, например задают степень кластеризации «5 общих URL в ТОП-20».
В сервисах обычно упрощенные настройки, а если использовать профессиональные программы, то там появляются еще типы группировки запросов: Hard, Middle, Soft, смешанная и другие. Мы их рассмотрим.
Soft кластеризация
Soft или мягкая кластеризация — когда все запросы группы имеют общие URL с главным запросом в группе. С помощью степени кластеризации задается минимальное необходимое количество одинаковых URL. При этом запросы не обязательно будут связаны с друг другом, важна только связь с главным.
В зависимости от программы или сервиса, главный запрос может быть назначен или автоматически выбран самый частотный.
При Soft кластеризации получаются обычно большие группы запросов со слабой связью. Хорошо подходит для кластеризации информационных запросов для больших статей.
Рекомендую ставить порог кластеризации от 4х общих URL, меньше будут получаться очень большие группы.
Middle кластеризация
При Middle кластеризации все пары запросов связаны друг с другом, но в разных парах URL могут отличаться. Это уже более сильная связь.
Силу группировки, которая задает количество общих URL для пары, рекомендую ставить не менее трех общих URL
Hard кластеризация
При hard группировке семантического ядра все запросы в группе должны быть связанны общими URL. Рекомендуемый порог от 2 общих URL.
Смешанные методы
Кроме классических методов, есть и смешанные. Например, настроить, чтобы в полученной группе при Middle кластеризации, запросы были связаны не попарно, а как минимум с еще 2-3 запросами, но не обязательно всеми.
Можно настроить, чтобы не учитывались главные страницы. Можно настроить, чтобы при кластеризации учитывались страницы вашего сайта в выдаче.
В общем, в каждом конкретном случае может сработать разный подход. Пробуйте по разному, смотрите какие группы получаются, меняйте силу группировки. Когда найдете оптимальный вариант, все равно надо будет пройтись вручную.
Проблемы группировки по ТОП
Группировка по поисковой выдаче хорошо работает в устоявшихся тематиках, где много разных сайтов и большой поисковый спрос. Когда на большинство запросов из вашего семантического ядра в выдаче стоят конкретные страницы, отвечающие на этот запрос.
В каких случаях группировка по поисковой выдаче плохо работает:
- Малоизвестная тематика — по которой мало результатов поиска. В таком случае в ТОП-10 обычно стоят страницы, не конкретно по этому запросу, а просто упоминающие такие слова. Очевидно, что общие страницы у запросов не найдутся, либо будут очень слабо связаны.
- «Жирные» сайты — когда в ТОП-10 стоят очень крупные сайты, маркетплейсы и сервисы поисковых систем. Тогда кластеризация будет строиться фактически по ним, но не факт, что для обычной компании это подойдет. Поэтому хорошо, когда можно вручную исключить определенные сайты из кластеризации.
Сервисы для онлайн-кластеризации
Итак, вы собрали семантическое ядро и готовы его сгруппировать. Какими инструментами воспользоваться?
Сервисов и программ много, я покажу популярные и с которыми работаю сам. Проблема многих классных онлайн-сервисов для кластеризации в том, что нужно оплачивать подписку. Поэтому я покажу те, которые работают без подписки, но с оплатой за количество запросов.
Megaindex
Бесплатный инструмент подбора и кластеризация запросов
https://ru.megaindex.com/a/keywords
На бесплатном тарифе позволяет сгруппировать до 1000 запросов, есть возможность расширить семантическое ядро дополняющими фразами прямо во время кластеризации.
Настроек и возможностей мало, но зато бесплатно.
Seranking
В Seranking можно не только кластеризовать семантическое ядро, но и вести целиком проект: отслеживать позиции, выполнять аудиты, смотреть аналитику.
Topvisor
Изначально этот сервис был создан для проверки позиций (рекомендую) и постепенно оброс инструментами для продвижения сайта. Здесь также можно выполнить аудит сайта, контролировать позиции, смотреть изменения, следить за конкурентами.
Не требует подписки, оплачиваете конкретные действия: кластеризацию, проверку позиций, аудит.
Программы для кластеризации
Для работы с программами вам понадобится покупать XML-лимиты для парсинга поисковой выдачи. Снимать данные напрямую нельзя, у вас будет постоянно выскакивать капча или вообще забанят. Но использовать программы всё равно дешевле, чем платные сервисы, если говорить о больших объемах.
Минусы программ для кластеризации:
- нужно покупать XML лимиты
- программу тоже нужно купить (но я покажу одну бесплатную)
- желательно иметь мощный компьютер
- данные остаются на одном компьютере (а сервис доступен везде)
- узкая направленность, кроме кластеризации мало чем полезны, в отличии от сервисов, которые могут сразу сформировать ТЗ на текст и выполнить аудит
Key Clusterer
С помощью бесплатной программы KeyClusterer вы сможете сгруппировать запросы по поисковой выдаче. В настройках можно выбрать тип кластеризации. Для работы понадобятся XML лимиты Яндекс. Кластеризовать по Google программа не умеет.
Key Assort
Key Assort — самая мощная из известных мне программ с кучей настроек. Можете настроить метод кластеризации под себя, кластеризовать по Яндекс или Google, исключить определенные сайты из кластеризации.
Программа платная, но если вам нужно периодически работать с большими семантическими ядрами, то она сильно выручит и сэкономит денег.
Key Collector
Key Collector — самая мощная программа для работы с семантическими ядрами. Кластеризация запросов — это только небольшая часть возможностей, которыми обладает эта программа. Наверное не буду лукавить, если скажу, что у каждого SEO-специалиста или спеца по контекстной рекламе есть эта программа. Это классика и маст хэв.
Если бы у меня не был куплен Key Assort, то я бы наверно пользовался для кластеризации Key Collector’ом.
Заключение
Важность кластеризации по поисковой выдаче трудно переоценить. Вместо того, чтобы пытаться сгруппировать запросы логически, мы используем готовую разбивку, которую проделал алгоритм поисковика. Даже когда он нелогичен, всё равно придется подстраиваться, если мы хотим добиться результата.
Кластеризация по ТОПу позволяет быстро разбить на группы большие семантические ядра и в разы экономит время специалистам.
0 Комментариев