Поведенческие факторы ранжирования

В блоге и консультациях часто приходится использовать термин «поведенческие», пора написать статью, которой можно поделиться.

Вопреки мнению многих, ПФ — это не только время нахождения на сайте, показатель отказов и глубина просмотра. Эти показатели лишь частично можно отнести к поведенческим.

Расскажу основные поведенческие факторы, о которых стоит знать и понимать.

Поведенческие факторы делятся на:

  • Относящиеся к документу. Факторы, которые относятся к взаимодействию с конкретным документом.
  • Относящиеся к сайту (хосту). Факторы, которые относятся к сайту в целом.

Как собираются поведенческие факторы

Поисковая выдача — главный источник данных. Это площадка поисковой системы, где измеряется всё что можно.

Измеряется точно, потому что, когда запускается новый алгоритм ранжирования, то обычно представители Яндекс или Google сообщают о том, что поиск стал работать лучше. Они это понимают, когда фиксируют, что люди стали использовать меньше запросов, чтобы найти нужный ответ.

Чтобы улучшать поиск, должны быть метрики(показатели), по которым понятно, что человек нашел ответ. Человек же не сообщает об этом прямо, поэтому надо как-то мерить и мерить достаточно надежно, чтобы улучшать качество поисковой системы.

LastClick — последний клик

Очевидно, если поисковик может понять, что человек нашел нужный ему документ, то этот документ можно отметить как полезный по данному запросу.

LastClick — самый сильный поведенческий фактор. Он означает, что человек нашел нужный документ и больше не возвращался в поисковую выдачу.

Как повлиять? Дать самый исчерпывающий ответ, либо предоставить самые выгодные условия сотрудничества.

Получается люди своим выбором определяют выдачу ТОП-10. Даже если благодаря другим факторам (например накупили ссылок) встали на первое место, а люди после перехода на ваш сайт будут возвращаться в поиск и кликать дальше, то сайт опять понизится.

Поведение на поисковой выдаче

Поисковой системе доступны данные о кликабельности документов на поисковой выдаче.

  • CTR всех страниц сайта. Средний показатель для всего сайта
  • CTR страницы по конкретному запросу.

Анализируя время, через которое пользователь вернулся в поисковую выдачу, либо данные систем вебаналитики (мы же все ставим Яндекс.Метрику и Google Аналитику), получаем:

  • Время пребывания на странице по конкретному запросу.
  • Среднее время пребывания на странице по всем запросам на этот документ
  • Количество просмотров страниц на сайте после конкретного запроса.
  • Среднее время пребывания на сайте по всем запросам.

Как повлиять? Накручивать отдельные запросы нет смысла. Отслеживаем и делаем привлекательные сниппеты, а на страницах размещаем полезный/интересный контент или выгодные условия.

Следует добавить, что если люди заходят на ваш сайт и сразу же возвращаются назад в поисковую выдачу — это самый плохой поведенческий фактор, такой антипод Lastclick

Обязательно отслеживаем страницы с высоким показателем отказов. Решают ли они задачу по конкретному запросу? Возможно стоит заменить информацию.

Как сделать привлекательный сниппет

Чтобы увеличить кликабельность в поисковой выдаче, нужно прорабатывать сниппеты сайта.

Сниппет — это страница и ее описание, которое выдается в поисковых системах. Может быть просто адрес, заголовок и описание, а может быть с картинкой, ценой, эмодзи, адресом компании, телефоном и т.п.

Пример яркого сниппета

Чтобы поисковик сформировал красивый сниппет, у него должно быть достаточно данных. Для этого надо:

  • Внедрить микроразметку (Schema.org)
  • Сделать хлебные крошки (Breadcrumbs)
  • Сделать привлекательную иконку сайта (Favicon)
  • Заполнить метатеги Title и Description
  • Сделать HTML код отвечающий веб-стандартам
  • В Яндекс Вебмастере можно загрузить товарный фид, чтобы в сниппетах отражалась цена и фото

Факторы поведения на сайте

Это как раз то, что большинство считает поведенческими факторами и пытаются на них влиять.

  • Время нахождения на сайте
  • Глубина просмотра
  • Показатель отказов
  • Повторные визиты
  • Прямые заходы на сайт (когда человек вбивает адрес сайта сам)

Рассматривая эти факторы с учетом поведения на выдаче, можно сделать вывод, что они (в частности показатель отказов) не так важны, если ваш сайт был последним, который посмотрел пользователь и больше ничего не искал.

Как повлиять? Вовлекать посетителя во взаимодействие, оптимизировать скорость загрузки, предлагать интересный контент, использовать активные приглашения онлайн-консультантов, давать повод вернуться.

Достижение целей как ПФ

Встречал мнение, что можно улучшить поведенческие факторы за счет увеличения конверсии. Для этого создаются простые цели, которые достигаются большинством пользователей.

Очевидно, что это очень легко накрутить и поисковые системы не стали бы учитывать такой показатель. Кроме того, поисковики умеют отслеживать реально ценные действия и сравнивать эти показатели между сайтами в одной нише.

То, что вы не отслеживаете клики на телефоны, почты, звонки, построение маршрутов к вам, это не значит, что поисковик не может проанализировать эту информацию.

В своем Telegram-канале я писал, что Метрика уже позволяет автоматически отслеживать: клики на звонки, почты, переходы в мессенджер. Вам нужно только включить эту настройку.

Накрутка ПФ

Никому не рекомендую накручивать поведенческие факторы. Накрутка работает, это часто видно по ТОП-10, но сайты быстро попадают под санкции. Как стремительно влетели, так же стремительно и вылетают. Если хотите экспериментировать, то создайте для этого отдельный сайт.

Как понять, что ваши конкуренты накручивают? Специфика накрутки в том, что накрутчикам надо, чтобы боты заходили не только на их сайт, но и на другие. То есть бот заходит на какие-то сайты, якобы не находит там ответа, а потом делает LastClick на накручиваемом сайте. И такая ситуация будет заметна у вас в веб-аналитике.

Не переживайте, если попали под чужую накрутку, если вы сами чисты, то вам ничего не будет.

Повторю, что накрутка отдельных запросов или страниц не имеет смысла. Есть ПФ для всего сайта и если по каким-то запросам хорошо, а в целом по сайту плохо, то ничего не выйдет.

Откуда поисковики собирают ПФ

С Яндекс Метрикой и Google Аналитикой всё понятно, вебмастера сами предоставляют данные в обмен на удобную систему веб-аналитику. Но это не единственные источники.

Поисковики могут собирать эту информацию без вашего ведома. Точней, нас предупреждают, но люди обычно не читаю такую информацию.

Например, любой софт к которому имеют отношение поисковики или их партнеры, собирает о вас информацию и отсылает на анализ. Вот пример лицензионного соглашения программы Punto Switcher, которая была выкуплена Яндексом (как думаете зачем?)

лицензионное соглашение с подвохом
лицензионное соглашение с подвохом

Привести еще примеры?

  • Браузеры (и на ПК и в смартфоне)
  • Расширения для браузеров
  • Облачные приложения (Яндекс.Диск и т.п.)
  • Полезные утилиты, которые обычно бесплатны (а как вы думали она зарабатывают)
  • Операционные системы (Android или оболочка от Яндекса)
  • Программы партнеров, коих бесчисленное множество. Если во время установки программы вам предлагается поставить Яндекс.Браузер, то скорей всего эта программа и инфой с ними делится.

А насчет анонимности не обнадеживайте себя. Пускай вы №240998562094576, но всё что о вас можно собрать, складывается в одну ячейку: ваша история, интересы, вкусы, любимые фильмы, места, социальные связи и пр. И если надо, то сопоставить данные с конкретным человеком проблемы не будет.

Самый важный ПФ-фактор

Повторю, что самый важный поведенческий фактор для ранжирования — удовлетворенность пользователя ответом. Если упрощенно, то это LastClick — последний клик в поисковой выдаче, после которого пользователь не вернулся в поиск.

По факту, метрик для оценки удовлетворенности пользователя может быть больше, они разные в разных поисковых системах. Я дал очень упрощенную модель того, как работают поведенческие факторы.

Илья Пронин

Илья Пронин

специалист по SEO продвижению

Другие статьи:

Обсуждение и вопросы:

0 Комментариев
Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *