Это практическая статья о быстром сборе качественного семантического ядра. Рассмотрим конкретный пример и способы.
- Что такое семантическое ядро
- В чем проблема семантических ядер
- Интент поискового запроса
- Структура поискового запроса
- Быстрый поиск уточнений поискового запроса
- Парсим базы ключевых слов
- Рабочий вариант для ленивых
- Кластеризация семантического ядра
- Визуализация семантического ядра и будущая структура сайта
- Что делать после составления семантического ядра
- Итоги
Что такое семантическое ядро
Есть много определений семантического ядра и чтобы не оставалось вопросов, я напишу разные формулировки. Семантическое ядро — это:
- все фразы и слова, которые характеризуют ваши товары/услуги/деятельность
- по которым ваша целевая аудитория ищет ваши товары/услуги/сайт
- по которым нужно продвигать ваш сайт
- запросы и вопросы на которые отвечают или должны отвечать страницы вашего сайта
- поисковые запросы по которым вы можете показывать контекстную рекламу
- и редкое, но тоже определение — это все ключевые слова и фразы, которые содержатся на вашем сайте
В чем проблема семантических ядер
На мой взгляд, многие слишком закапываются в сбор семантического ядра, набирают лишних запросов и потом не знают, что с ними делать.
Расскажу, как выглядит ситуация на готовом сайте. Вот вы сделали сайт и наполнили его согласно вашему семантическому ядру. Смотрим статистику в Яндекс Вебмастере и Google Search Console и оказывается, что большая часть запросов, по которым идут показы сайта и переходы, не совсем та, которую вы собирали.
Кроме того, что вы собрали, там могут быть тысячи и десятки тысяч вариантов ваших запросов в разных формах. Даже если вы не нашли все варианты запросов, не переживайте, поисковик разберется каким еще запросам она отвечает.
На этапе сбора семантического ядра нам самое главное собрать темы и интенты.
Интент поискового запроса
Интент (intent — намерение) поискового запроса отражает, что хочет найти пользователь.
На этапе сбора семантического ядра самое главное, чтобы запросы, которые мы собрали, отражали все возможные интенты пользователей. Во многих случаях достаточно пары поисковых фраз, не надо включать в проект фразы, которые ищут несколько раз в месяц, если у нас уже есть более частотные фразы.
Рассмотрим пример. Берем очень узкий интент «конкретная услуга + своими руками» и видим разные варианты запросов, которые по сути отражают один и тот-же смысл. Только запрос с приставкой «видео» вносит дополнительную ценность, мы понимаем, что может понадобится видео.
В данном случае в семантическое ядро по этому интенту достаточно включить только несколько фраз.
Причем, мы можем посмотреть поисковую выдачу и увидеть, что раз поисковик в первую очередь выдает видео, то основной интент этого запроса, это именно «видео».
На данном примере я хотел показать, что не обязательно включать в семантического ядро десятки запросов с одинаковым смыслом. Нет смысла включать перестановки фраз, разные окончания, с предлогами и без, с приставкой города и без. Это никак не повлияет в итоге на сайт, мы создадим все равно одну страницу.
Как определить интент? Чем короче запрос, тем больше интентов он в себя включает, потому что мы точно не знаем, что нужно пользователю.
Например, возьмем запрос «забор из сетки», человек может искать как услуги, так и информацию. Если проверим поисковую выдачу, то увидим там преимущественно сайты компаний и иногда статьи. Значит большая часть пользователей ищет все таки услуги, иначе бы алгоритм поисковой системы показал информационные сайты.
Короткий запрос может включать много интентов, а для продвижения нам надо собирать более точные запросы, чтобы понимать все интенты и знать какие страницы создавать.
Структура поискового запроса
Полный поисковый запрос состоит из:
- база или базис — одно или два слова, характеризующее тему
- уточнение — слова, которые уточняют предмет поиска
- конкретизация — точно описывает, что именно нужно человеку
- интент — потребность (купить, скачать, посмотреть), которая часто не указана, но предполагается
Запрос без явного указанного интента, все равно его подразумевает. По поисковой выдаче его легко понять. Поисковая система анализирует поведение пользователей, постепенно улучшая поисковую выдачу, таким образом люди голосуя своим поведением за сайты, дают информацию о своей потребности.
В итоге, как мы видели в примере выше про «заборы из сетки», в выдаче стоят сайты с ценами, значит интент большинства пользователей — увидеть цены и предложения компаний.
Для сбора качественного семантического ядра нам самое главное собрать базисы и уточнения для нашей темы, а дальше по ним можно будет собрать всю доступную семантику из сервисов ключевых слов.
Быстрый поиск уточнений поискового запроса
Покажу, на примере сервиса Букварикс, как быстро найти уточнения запроса:
Если у вас много базисов, то разбейте их на группы для удобства. В сервисе можно делать сложные запросы, группируя слова, тем самым выгружать данные сразу по всем запросам.
Далее нас интересует кнопка «К анализу». Анализ показывает уникальные слова в словосочетаниях и сортирует в порядке убывания и для каждого приводит пример запроса. Просматривая уникальные слова мы обнаружим уточнения, конкретизацию и даже интенты.
Не спишите с этим работать, будет много мусора, который можно сразу очистить задав минус-слова. Кстати, если вы ведете контекстную рекламу, то таким образом можно быстро найти минус-слова для рекламы.
Далее, вы можете, нажав на пример ключевой фразы, получить теперь варианты запросов с этой фразой. Выполните снова анализ и получите слова, которые скорей всего будут уже расширениями запроса и точней выражать интент.
Далее, чтобы проще показывать, я оставил только один базис и выгрузил всё в Excel, где отметил то, что меня интересует.
Парсим базы ключевых слов
Теперь у нас есть список ключевых фраз, которые покрывают нашу тему. Эти запросы преимущественно состоят из базиса и уточнения, но не содержат конкретизации и интента.
Дальше нам нужна база ключевых слова, откуда мы по нашем списку выгрузим все полные запросы. А некоторые сервисы позволяют еще и расширить изначальный список.
Я рекомендую сервис Keys.so, он платный, но для наших целей хватит базового тарифа. А за такие деньги у него просто нет конкурентов. Он позволит нам массово проверять группы запросов и сэкономит кучу времени. (Бесплатно проверить запросы можно в том-же Буквариксе или сервисе Яндекс Wordstat, но по очереди или небольшими группами).
Воспользуемся инструментом «Расширение ключевых слов» и добавим туда отобранные запросы. Можно задать настройку похожести фраз, чем меньше процент похожести, тем больше вариантов вы получите.
Из 16 фраз я получил 2 438 запросов.
Далее с помощью инструмента «Чистка дублей» я удаляю повторяющиеся фразы с перестановками. Система сама выберет вариант с наибольшей точной частотностью.
Далее, с помощью инструмента выделения уникальных слов (похоже на Букварикс) можно быстро удалить ненужные фразы.
В результате у нас останется список фраз, которые можно брать в работу, следующим этапом будет группировка запросов для продвижения.
Предупрежу вас, что процесс очень сложный и требует внимания. Может быть в статье кажется, что раз раз и всё готово, но на самом деле придется уделить достаточно времени на просмотр и фильтрацию запросов. Я себя успокаиваю тем, что это надо сделать один раз перед SEO продвижением, а потом изредка проверять и дополнять.
Рабочий вариант для ленивых
В большинстве тематик услуг уже создано и продвигается достаточно сайтов, чтобы просто посмотреть их запросы и взять себе в работу. В таком случае вы сильно экономите время и почти не рискуете упустить какие-то запросы.
Для интернет-магазинов это плохо подходит, так как ассортимент может сильно отличаться. Хотя если вам интересна разбивка на категории и подкатегории, то тоже попробуйте.
Загоняем конкурентов в групповой отчет Keys.so (подобные отчеты можно формировать и в других сервисах анализа контекстной рекламы и поисковой выдачи) и запускаем анализ.
На выходе получим отчет, в котором содержатся все фразы по указанным конкурентам. Останется только почистить от нерелевантных вам фраз. Чтобы не тратить много времени вручную, заранее с помощью фильтров я обычно указываю: запросы с точной частотностью от 10 и слов в запросе 5 и меньше.
Обратите внимание на фильтр «Вес ключа» — с помощью него можно указать у скольки конкурентов минимум должен быть найден запрос. С помощью этой настройки можно отсечь запросы обычно не свойственные для ниши (мало ли чем дополнительно занялся конкурент).
Семантика конкретного сайта
С помощью программы Site Analyzer можно просканировать все страницы любого сайта и посмотреть заголовки страниц. Чаще всего заголовок H1 содержит прямое вхождение основного продвигаемого слова.
Кластеризация семантического ядра
В конечном итоге вы должны собрать все запросы, которые касаются ваших товаров и услуг.
Теперь их нужно разбить на группы потребностей (интентов). Чтобы продвигаться по всем запросам, надо чтобы на сайте были страницы под все потребности.
Ключевое правило SEO: одна потребность — одна страница на сайте. Если у вас будет несколько страниц на одну потребность, то они будут мешать друг другу в продвижении. Если вы будете вести несколько потребностей на одну страницу, то получится продвинуть только одну (и этом это будет достаточно сложно).
Я уже писал простым языком про методы кластеризации и их отличия, прочитайте, чтобы лучше понимать, как работают сервисы кластеризации и как задать нужные настройки. Сейчас, я просто покажу как делаем на практике.
В сервисе Keys.so отличный кластеризатор, но для разнообразия сделаем в Megaindex, где можно бесплатно сгруппировать до 1000 запросов. Если у вас больше, то разбейте на тематические группы и сделайте в несколько заходов.
Добавляем запросы в проект:
Настраиваем степень группировки по поисковой выдаче. Обратите внимание, можно задать опцию «Расширить кластеры связанными запросами», тогда сервис дополнит группы похожими запросами на основании ТОП-10
В итоге получаем разбивку. Можно попробовать разные настройки количества совпадений страниц.
Теперь можно экспортировать в Excel для дальнейшей работы. На этом этапе можно еще раз почистить свое семантическое ядро, наверняка вылезут нецелевые группы.
Визуализация семантического ядра и будущая структура сайта
При составлении структуры сайта удобно работать с интеллектуальными картами (mind map). В данном примере я использовал сервис MindMeister (бесплатно 3 проекта).
Для импорта я скопировал группы в блокнот (без частотнотей), сохранил файл:
А дальше воспользовался функцией импорта майндкарты.
Получаем будущую структуру сайта. Прямо здесь можно перетягивать группы и выстраивать как вам удобно.
В итоге получается наглядная структура сайта.
Ну а дальше начинается работа над сайтом. Благодаря визуализации у вас есть наглядная структура сайта.
Что делать после составления семантического ядра
Собрали список запросов, сгруппировали и выстроили структуру сайта. Дальше наполняем сайт.
Начинайте с приоритетных страниц. Как вариант, для корпоративного сайта можно сначала сделать общую страницу «Услуги» с кратким описанием каждой, а постепенно добавляя страницы ставить на них ссылки.
Ни в коем случае не создавайте пустые страницы заготовки! Если поисковой робот обойдет сайт с пустыми страницами, то вы основательно подпортите себе старт продвижения. А в Гугл можно вообще получить фильтр за некачественное содержание.
Итоги
Благодаря современным сервисам можно быстро собрать и визуализировать сематическое ядро. Однако не расслабляйтесь, здесь требуется внимательность и терпение.
На практике вы наверняка столкнетесь с вопросом «почему это разные группы, ведь смысл один?». Помните об интенте поискового запроса и что для SEO мы ориентируемся на поисковую выдачу. Если при кластеризации по поисковой выдаче запросы оказываются в разных группах, то скорей всего их не продвинуть на одной странице.
0 Комментариев