Хлебные крошки и SEO

В этой статье рассмотрим лучшие практики для реализации хлебных крошек Breadcrumbs или, по другому, цепочек навигации.

Breadcrumbs (хлебные крошки) — очень важный элемент как для поисковой оптимизации, так и для юзабилити. Даже не знаю, что поставить на первое место. На мой взгляд это 2 ключевых функции хлебных крошек:

  1. Упрощают навигацию на сайте (особенно с выпадающим списком категорий)
  2. Помогают распределить ссылочный вес внутри сайта
Пользователи могут переходить по ссылкам от нижнего уровня сайта к верхнему, вплоть до главной страницы.

Поисковые системы могут выводить информацию из breadcrumbs в сниппете поисковой выдачи.

Пример строки навигации в сниппете Google

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Важность для поведенческих факторов

Гуру юзабилити веб-сайтов Якоб Нильсен в 2007 году в своей книге про веб-дизайн заявил, что хлебные крошки не только сохранили свою полезность с 1995 года, но и становятся все более полезными с течением времени. Нильсен и другие эксперты по юзабилити приводят различные аргументы в пользу хлебных крошек, например, тот факт, что хлебные крошки:

  • Помогают пользователям визуализировать их текущее местоположение по отношению к остальной части веб-сайта.
  • Позволяют одним щелчком мыши получить доступ к более высоким уровням сайта и тем самым помогают пользователям, которые попадают на сайт через поиск или переходят с других сайтов.
  • Никогда не вызывают проблем при пользовательском тестировании. Хотя некоторые пользователи могут не замечать их, у тех, кто их использует, никогда не возникает проблем.
  • Занимают очень мало места на странице.
  • Снижают показатель отказов. На самом деле, хлебные крошки могут стать отличным способом убедить первых посетителей продолжить просмотр веб-сайта после просмотра целевой страницы.
  • Позволяют пользователям быстрее переходить на страницы и решать свои задачи.
  • Легко воспринимаются пользователями. Это объясняется тем, что они относительно единообразно отображаются на веб-сайтах и в программном обеспечении. Такое постоянство означает, что люди узнают хлебные крошки, когда видят их, и сразу понимают, как ими пользоваться. По словам Якоба Нильсена, «последовательность порождает знакомость и предсказуемость, которые порождают удобство использования»

Таким образом, внедрение хлебных крошек, если они упрощают пользователю навигацию, положительно сказывается на значимых поведенческих метриках и может вести к улучшению позиций продвигаемого ресурса.

Важность для SEO

Внедрение хлебных крошек позволяет значительно увеличить степень SEO-оптимизации сайта. За счет чего это происходит:

  • Самое главное, хлебные крошки являются внутренними анкорными ссылками, что позволяет прокачивать анкорный вес страниц на которые они ссылаются. Например, даже при слабой SEO оптимизации страницы категории, в которой находится 100 товаров, эти товары 100 раз сошлются на эту категорию и в анкоре будет ключевое слово, что однозначно даст поисковым система сигнал, что это за категория.
  • Сама навигационная цепочка является текстом на странице и содержит ключевые слова. Например, в названии товара забыли указать бренд, но если товар лежит в категории бренда, то в хлебных крошках будет необходимая связка «Сайт — категория — бренд — товар» (не всегда, конечно, но в среднем это так)
  • Увеличивают кликабельность страниц в поисковой выдаче, т.к. пользователь видит не только страницу, которую искал, но и по хлебным крошкам понимает, что на сайте есть целая категория (или по категории понимает, что это именно то что он искал)
  • Хлебные крошки передают статический вес по ссылкам, за счет чего страницы категорий (или страницы верхнего уровня) получают больше ссылочного веса, что хорошо для продвижения ВЧ и СЧ запросов.

Таким образом, важно, чтобы ссылки из цепочки навигации вели на продвигаемые разделы с вхождением в них слов из продвигаемых фраз.

Разметка хлебных крошек

Крайне желательно оформлять хлебные крошки с помощью специальной микроразметки (https://schema.org/BreadcrumbList), это гарантирует, что навигационные цепочки будут распознаваться поисковыми системами и программами (браузерами, прочими краулерами).

Большинство современных CMS позволяют добавить разметку для хлебных крошек автоматически или с помощью готовых плагинов.

Добавить разметку можно в формате Schema.org или JSON-LD (Google еще распознает RDFa, но у Яндекса в справке об этом ничего не сказано). Рекомендую статью про разметку навигационных цепочек от Яндекс.

А вот Google отдаёт предпочтение разметке JSON-LD. Об этом говорил представитель поиска Джон Мюллер

«Мы видим, что JSON-LD используется многими людьми. Поэтому мы отдаём некоторое предпочтение этому формату микроразметки. При этом мы по-прежнему принимаем все типы структурированных данных в других форматах.

Я думаю, что в будущем мы будем настоятельно рекомендовать использовать JSON-LD. Также возможно, что некоторые новые типы структурированных данных будут доступны только в этом формате.

С точки зрения поиска пока нет необходимости полностью переходить на JSON-LD, если вы достигаете нужных результатов при помощи других форматов. Если расширенные сниппеты уже показываются для вашего сайта, вам не нужно менять словарь или формат микроразметки», — отметил Мюллер.

https://www.youtube.com/watch?v=gS4_JH-QqSg&t=2096s

Рекомендации по использованию хлебных крошек

  • Не используйте хлебные крошки, если все страницы на одном уровне вложенности.
  • Включайте в хлебные крошки текущую страницу с отсутствие ссылки, это общепринято.
  • Избегайте переспама в хлебных крошках. Переспам будет, если какое-то слово повторяется в названии категории, подкатегории и в названии товара.
  • Избегайте в первой ссылке слов «Главная», «Домашняя» и т.п. Это самая «жирная» ссылка, постарайтесь вписать туда главное ключевое слово или хотя бы название компании/магазина.
  • Хлебные крошки обычно располагаются наверху страницы, над заголовком, под строкой меню.
  • Не обязательно перед breadcrumbs писать «Вы здесь» или «Навигация» или еще хуже «Хлебные крошки». Это настолько обычный элемент, что все сразу понимают, что это такое.
  • Отображайте полный путь от главной до текущей страницы
  • Смотрите на крупные бренды и маркетплейсы и перенимайте фишки у них, потому что у них все тестируется и если что-то сделано, то с большой вероятностью не просто так (в отличии от создателей креативных тем для сайтов).
  • Иногда в целях SEO делают возможность задавать хлебные крошки вручную, это позволяет накачивать внутренние ссылки нужными ключевыми словами.

Проверка хлебных крошек

Проверить правильность реализации хлебных крошек можно с помощью валидаторов:

https://validator.schema.org/

https://webmaster.yandex.ru/tools/microtest/

https://search.google.com/test/rich-results?hl=ru

Также, отчет по цепочкам навигации есть в Google Search Console

GSC раздел Улучшения

Google использует хлебные крошки

Джон Мюллер из Google подтвердил, что хлебные крошки используются для обхода по сайту и поиску новых страниц, а так же для отображения расширенных сниппетов в результатах поиска.

Ответ Джона Мюллера про хлебные крошки.

Хлебные крошки не заменят внутреннюю перелинковку

Также, Джон Мюллер утверждает, что хлебные крошки не заменят внутренней перелинковки и отношение у поисковых систем к внутренним ссылкам особое.

И да, безусловно. Внутренняя перелинковка очень важна для SEO, я думаю, это одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать на сайте, чтобы направлять Google и посетителей на страницы, которые вы считаете важными.

Поэтому просто потому, что где-то на странице есть структурированные данные, я бы не рассматривал это как замену обычной внутренней перелинковке. Даже если в структурированных данных вы также предоставляете URL-адреса, мы не используем эти URL-адреса так же, как обычные внутренние ссылки на странице.

С 25й минуты: https://www.youtube.com/watch?v=xgmh67PD6p4

Написать мне на почту

15 + 5 =

Илья Пронин

Илья Пронин

специалист по SEO продвижению

Обсуждение и вопросы:

0 Комментариев
Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.