Покажу на ярких примерах, почему обязательно нужно контролировать ход рекламных компаний с помощью веб-аналитики (Яндекс.Метрика и Google.Analytics) и даже это не всегда вам поможет. Я покажу не только, как заметить обман, но и как организован весь процесс.

За годы ведения рекламы в самых разных нишах, чего я только не видел…

Скликивание или клик-фрод

Многие рекламодатели слышали такой термин, как «скликивание». И если в контекстной рекламе на поиске я с таким не сталкивался (или практически не замечал, т.к. думаю Яндекс и Google хорошо с этим борются), то в рекламных сетях неоднократно приходилось отключать сайты пачками, с которых шел поток некачественных кликов.

клик фрод

Наверняка системы контекстной рекламы умеют вычислять клик-ботов — специальные программы, которые имитируют действия человека, переходят по страницам сайтов и кликают по рекламе. Их можно обнаружить по времени пребывания, по движениям мышки (точней отсутствии) и т.п.

Но что, если рекламу скликивают люди? Которые ведут себя как люди и делают всё то, что делает обычный посетитель? Кому это надо, спросите вы?

Кому выгодно заниматься скликиванием?

Во первых, забудем о конкурентной борьбе и «мифическом» желании вашего конкурента запороть вашу рекламную компанию. Такой клик-фрод (click-fraud — клик-мошенничество) рекламная система вычислит, т.к. скорей всего будут использованы дешевые методы и боты.

Во вторых, вспомним про владельцев сайтов, на которых размещаются блоки объявлений ( РСЯ у Яндекса и КМС Google) и заработок которых зависит от кликов по этим объявлениям. Вебмастера получают процент от того, что рекламодатель заплатит рекламной системе. Если тематика сайта высоко-конкурентная в плане рекламы, то доход может составлять 5-10 руб/клик и намного выше.

Почему бы не платить армии исполнителей за клики часть дохода (по 1-2 рубля), чтобы они кликали по вашей рекламе, причем вели себя естественно. Т.е. сначала на вашем сайте побродили, перешли на сайт рекламодателя и там побродили. В таком случае никакой алгоритм не вычислит клик-фрод. Потому что поведение естественное. Не «как будто» естественное, а реально естественное.

Где нанять и кто выполняет «грязную» работу.

Есть много бирж мини-заданий (одни из известных: www.wmmail.ru, seosprint.net), где тысячи школьников, студентов и офисных работников, решивших подзаработать, выполняют задания в интернете. Это не плохо, они могут выполнять и полезную работу, но в основном их работа используется для разного рода имитаций (например, для продвижения сайтов мы пускаем трафик по покупным ссылкам, чтобы ссылки лучше сработали).

Дальше примеры заданий на скликивание:

В основном задания касаются рекламных блоков от Google (как на сайте, так и в видеороликах). Думаю, это связано с тем, что в рекламную сеть Яндекса попасть не просто, нужно иметь качественный сайт. А так, скликивают и баннеры и выполняют любые действия, за которые готов платить рекламодатель. Нужны заполненные заявки или регистрации — пожалуйста, нужны подписчики — пожалуйста. А вы надеялись получить клиентов? Как наивно.

[note color=»#FFCC00″]Вообще: Чем хуже качество рекламных площадок, тем выше вероятность того, что там будут накручивать клики и прочие рекламные действия.[/note]

Как бороться?

Остается надеяться только на себя, обязательно ставить веб-аналитику (Яндекс.Метрику или Google.Analytics), настраивать цели и следить за качеством трафика с сайтов. Если системы контекстной рекламы еще как-то пытаются бороться с накруткой, то купив баннер на каком-то сайте, вы остаетесь с ним один на один. Будьте аккуратны и с альтернативными рекламными сетями (особенно тизерные).

Всегда ориентируйтесь на конверсию. Например, если вы знаете что со 100 рекламных переходов у вас обычно несколько заказов, то если с какого-то сайта было уже 1000 переходов, а заказов нет, то скорей всего тут что-то не так.

Ниже пример, как среди разных источников трафика сильно выделяется один, у которого очень короткое время пребывания на сайте и очень низкая (по сравнению с другими) конверсия:

nakrutka-stat

Такие площадки нужно отключать.

Скликивание контекстной рекламы на поиске

В примерах выше в склике были заинтересованы вебмастера. Они делают сайты для заработка и зарабатывают на переходах по размещенной у себя рекламе.

Другой тип скликивания — это когда вашу рекламу на поиске скликивают конкуренты. Тут основная задача навредить, слить рекламный бюджет, исключить из конкуренции в рекламе.

Есть компании, который предлагают услуги склика. Обычно у них большая сеть компьютеров, как виртуальных, так и физических, а программа (бот) устроен так, что действия невозможно отличить от действий реальных пользователей. То есть кроме того, что они кликают на рекламу, эти боты в «свободное время» задают разные запросы в поисковую систему, переходят по сайтам, проводят там время.

Скликивание однозначно есть и опытный рекламодатель с большим бюджетом обязательно с этим столкнется и заметит. Стратегия защиты может быть разная, но об этом в другой статье.

Вывод:

Мало просто настроить и запустить рекламную компанию. Слишком много желающих поиметь ваш рекламный бюджет, поэтому нужно внимательно контролировать свои рекламные расходы.

Второе. На биржах заданий я не смог найти заданий по скликиванию рекламных блоков Яндекс.Директ. Как я сказал, в рекламную сеть Яндекса сложней попасть некачественным сайтам, а значит там меньше вероятность наткнуться на клик-фрод.